Рубрики
Константность восприятия

Иллюзии действительности в произведениях художников и в процессе восприятия натуры.

Реальность и художественное произведение. Искажения реальности вносимые константностью восприятия.

Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.

<span class="su-quote-cite">Александр Блок</span>
Что такое реальный мир?

Видим ли мы реальные картины мира вокруг нас? Психологи утверждают, что наше восприятие, это только иллюзия реальности. Она нам кажется отпечатком окружающего мира. На самом же деле оно является выстроенной нервными клетками мозга виртуальной реальностью, которая выдается нашим сознанием за объективную реальность

Ранее я рассказывал, что восприятие действительности у человека зависит от его возраста, прошлого опыта, его знаний, и задач которые он выполняет или привык выполнять. Под влиянием этого различно воспринимаются одни и те же части натуры разными людьми или одним и тем же человеком в разное время. Дети не просто не умеют ещё рисовать, они просто не умеют видеть окружающую реальность такой, какой её видят взрослые.

Восприятие реальности детьми

Например, изображая лицо человека учащиеся воспринимают его таким, каким они его привыкли видеть и рисовать ещё с раннего детства. Поэтому со временем у них вырабатывается константное представление о том, что из себя представляет изображение человека. Это, чаще всего плоскостное, главным образом, анфасное изображение, такое, каким его привыкли изображать на детских рисунках. Главное в нём не форма, а плоский и жёсткий рисунок деталей лица.

Ученики не видят реальную форму предмета, а заменяют его упрощённым изображением к которому они привыкли ранее. Другим способом отвлечения  от основной формы служит постоянное внимание на выразительные детали глаз, рот, нос, брови и т д. Ученикам кажется, что лицо человека — это просто совокупность деталей, их форма и величина, распределение которых на лице и создаёт образ конкретного человека. Они ещё не могут понять и увидеть, что детали находятся не в пустоте, они крепятся и расположены в большой форме и взаимодействуют с ней. Детали и большая форма как-бы перетекают в друг друга.

Требуется кропотливая работа  преподавателя, чтобы преодолеть такое константное представление. Юный художник должен научиться видеть, а не только изображать подобные сложные формы.

Детская работа
Работа юной художницы
Изображение действительности художниками наивного искусства

Рисунки взрослых, которые не обучались академическому рисунку, очень похожи на рисунки детей. Они опираются в восприятии натуры на константные представления. В их работах мы часто видим какие-то искусственные формы, которые они подглядели у других или придумали сами. Часто они заменяют реальность упрощенными и стереотипными представлениями о ней, в соответствии со своими понятиями о натуре.

Однако у некоторых взрослых самодеятельных художников проявляются способности к созданию эстетически-выразительных форм. Они ещё далеки от правильного использования формальных принципов в рисунке и живописи. Но в своей непосредственности и простодушии их картины могут соперничать с работами профессиональных художников. Их образы полны энергетики и наполнены простыми человеческими чувствами.

Реальность в картинах самодеятельных художников
Самодеятельный художник С. Степанов. Портрет колхозного сварщика В.Г.Погодина.
Изображение натуры профессиональными художниками

Отпечаток реального мира мы можем увидеть на фотографиях. Отличие восприятия фотографического изображения от непосредственного восприятия, в том, что у фотоаппарата отсутствует сознание. Поэтому фотография не может передавать тех искажений, которые вносит кора нашего мозга, в наше сознание, в восприятие действительности. Конечно на них мы можем что-то изменить с помощью специальных программ. Либо скорректировать тональность и цвет, либо удалить ненужные нам элементы, или добавить какие-то детали.  Несмотря на все наши ухищрения, здесь невозможно уйти от реальности. В фотографии сложно передавать те ощущения которые у нас вызывает непосредственное восприятие натуры.

Изображение в фотоаппарате строится механически, только при помощи объектива, согласно его разрешению. По закономерностям напоминающим линейную перспективу. Такое изображение не может корректироваться нашим разумом. Мы ценим фотографические изображения за точность отображения действительности, быстроту и простоту исполнения. Но с помощью фотографии сложно передавать мысли автора или настроение.

Профессиональные художники и реальность
Профессиональная художница С. Курмаз. Девушка с птицами.

Создавая произведение искусства, профессиональные художники не всегда стремятся передавать в своих произведениях всё то, что они видят в действительности. Они трансформируют видимые формы в своих произведениях, в художественные образы. Стремятся передать в них свои мысли и настроения. Такой трансформацией может быть что угодно. Это может быть цветовая палитра, объемы, формы, черты лица и т.д.. «Случайных» деталей здесь не будет. Добавьте сюда возможность воплощать в произведении даже не реальные картины, а вовсе, фантазии художника. Поэтому высокое звание «художник» для живописца, графика или скульптора подходит больше, чем для фотографа.

Иллюзии реальности и константность восприятия

Что же такое эти константные представления о реальности? Психологи вкладывают в это понятие несколько элементов, я же назову сегодня только два из них. Это константность формы, и  константность величины.

Константность формы — в повседневной жизни формы предметов располагаются под разными углами к направлению взгляда. Казалось бы, мы должны видеть их в различных ракурсах в искажённом виде. Однако наш разумом корректирует такие изображения стремясь к правильной форме. Он спрямляет углы у прямоугольников хотя они должны в ракурсе представлять из себя трапецию. Овалы представляются не в натуральную величину, а приближаются к окружности, изменяется восприятие вертикалей зданий и т.д.

Константность видимой величины — заключается в том, что видимая величина определяется скорее натуральной величиной объекта, чем величиной перспективного изображения на сетчатке глаза. При удалении объекта наш мозг корректирует такое уменьшение в сторону увеличения.

Чтобы разобраться с этим вопросом я снял учебный фильм.

Что же нужно молодому человеку для того чтобы стать настоящим художником . Нужно научиться понимать формы окружающего мира, внимательно их изучать, и изменить своё отношение к натурному материалу. Его внимание должно быть направленно на правильное понимание форм предметов, во всём их многообразии.

2023 год.