Рубрики
Для учащихся

Цвет. Цветовые отношения

Описывая цвета на цветовом круге профессор Бетти Эдвардс писала, что художник, прежде чем найти их, должен присвоить каждому нужному цвету «имя, отчество и фамилию». Чтобы назвать цвет мы сначала называем ТОН — один из двенадцати тонов цветового круга, который может состоять из одного из трёх первичных цветов, или трёх вторичных цвета либо из шести третичных цветов. Вторым атрибутом цвета будет уровень его СВЕТЛОТЫ – то есть то, насколько он является светлым или тёмным.  И наконец, мы обязательно говорим о последнем атрибуте цвета, его НАСЫЩЕННОСТИ, или степени его яркости. На этих трех определениях цвета держится, в основном, живописная поверхность произведений искусства.

Тон

Цвет.Цветовой круг

Цветовой круг из двенадцати цветов.

Мы применяем для живописи краски,  имеющие свои, индивидуальные свойства, которые отличаются друг от друга как по цветовому тону, так и по светлоте и яркости. Чаще всего они редко совпадают со спектральным тоном. Поэтому, закрашивая части стандартного цветового круга, нам приходится часто смешивать две иногда даже три краски. Краски также подразделяются по светостойкости, прозрачности и укрывистости. Причём у разных производителей эти качества очень сильно разнятся. Дешёвые краски, чаще всего не блещут высоким качеством. Особенно это касается красок для акварели, к которым предъявляются повышенные требования. Однако, можно сказать, что определить нужный тон, человеку со здоровым зрением не так сложно, с этого, по сути дела начинается знакомство с красками.

Уровень светлоты

Цвет.Светлотный круг

Светлотный круг цвето-отделитель.

Светлоту красок можно измерить с помощью светлотного круга цвето-отделителя. В акварельных красках светлоту можно уменьшать только добавляя в краску воду. Добавлять в краску белила не рекомендуется, поскольку, свойства акварели от этого ухудшаются, она от этого становится не прозрачной, похожей на гуашь. А красота акварели состоит именно в прозрачности красок. Насыщенность цвета при этом резко падает. Падает насыщенность акварельных красок также, при добавлении чёрного цвета. Поэтому, затемнение цвета в акварели также представляет определённую проблему. Определение же светлоты цвета как на натуре, так и в живописных работах не представляет из себя никаких проблем, даже без использования цвето-отделителя, в отличие от последнего атрибута — насыщенности.

Уровень насыщенности
Цвет. Цветовые отношения
Цвет.Растяжки насыщенности цвета

Растяжки насыщенности цвета краски.

Измерение яркости цвета является мерилом мастерства художника, поскольку это достаточно трудное занятие. Основным способом уменьшения насыщенности цвета является добавление в основной тон небольшого количества дополнительного цвета. То есть цвета противоположного основному на цветовом круге. От степени добавления дополнительного цвета зависит степень изменения насыщенности цвета. Таким образом, мы можем создать растяжку насыщенности цвета краски от чистого цвета без добавления дополнительного цвета, до «никакого» цвета близкого серому в смеси основного и дополнительных цветов. Вторым, не основным способом снижения насыщенности цвета, является добавление чёрной краски в основной цвет, особенно чтобы получить тонкие, светлые оттенки цвета. Однако, этот способ снижения яркости будет слишком грубым, особенно, если чёрная краска добавляется в смесь из двух или более пигментов краски. Поэтому его нельзя признать основным.

Способы изменения светлоты и насыщенности цвета

Начиная новую работу, в начале, мы на бумаге проложим самые светлые и тёмные места, а также, самые яркие места в натуре. Они будут служить, как бы камертоном для глаз. Все остальные цвета берутся относительно проложенных в нужном тоне, светлоте и насыщенности. Отличительной особенностью такого подхода к работе будет то, что затеняя или высветляя цвет, мы всегда делаем его менее ярким по сравнению с цветом краски взятой непосредственно из кюветы. И если мы ошибёмся с яркостью цвета, то у нас уже не получится в процессе работы что-то изменить, потому что, сделать цвет ярче цвета наших красок мы не сможем. Поэтому, мы пишем цветом опираясь на тональные и цветовые отношения. Правильные цветовые отношения при таком подходе будут являться главным мерилом профессионализма художника и правильности живописного письма.

Часто невозможно найти краску такой же интенсивности, светлоты и тона как в натуре, и поэтому мы можем говорить только о том, как передать на бумаге или холсте приближенные к реальности цвета. Да и, часто в этом нет необходимости, ведь замысел произведения искусства может быть самым разнообразным — в сближенной, мягкой тональности и насыщенности, или наоборот, при необходимости подчеркивать яркость цвета и разницу между светом и тенью, и так далее.

Мастер — класс Сковпень С.А. по живописи с преподавателями отделения изобразительного искусства Афипской детской школы искусств на тему: «Цветовые отношения» 01. 11. 2022г

Рубрики
Константность восприятия

Иллюзии действительности в произведениях художников и в процессе восприятия натуры.

Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.

<span class="su-quote-cite">Александр Блок</span>
Что такое реальный мир?

Видим ли мы реальные картины мира вокруг нас? Психологи утверждают, что наше восприятие, это только иллюзия реальности. Она нам кажется отпечатком окружающего мира. На самом же деле оно является выстроенной нервными клетками мозга виртуальной реальностью, которая выдается нашим сознанием за объективную реальность

Ранее я рассказывал, что восприятие действительности у человека зависит от его возраста, прошлого опыта, его знаний, и задач которые он выполняет или привык выполнять. Под влиянием этого различно воспринимаются одни и те же части натуры разными людьми или одним и тем же человеком в разное время. Дети не просто не умеют ещё рисовать, они просто не умеют видеть окружающую реальность такой, какой её видят взрослые.

Восприятие реальности детьми

Например, изображая лицо человека учащиеся воспринимают его таким, каким они его привыкли видеть и рисовать ещё с раннего детства. Поэтому со временем у них вырабатывается константное представление о том, что из себя представляет изображение человека. Это, чаще всего плоскостное, главным образом, анфасное изображение, такое, каким его привыкли изображать на детских рисунках. Главное в нём не форма, а плоский и жёсткий рисунок деталей лица.

Ученики не видят реальную форму предмета, а заменяют его упрощённым изображением к которому они привыкли ранее. Другим способом отвлечения  от основной формы служит постоянное внимание на выразительные детали глаз, рот, нос, брови и т д. Ученикам кажется, что лицо человека — это просто совокупность деталей, их форма и величина, распределение которых на лице и создаёт образ конкретного человека. Они ещё не могут понять и увидеть, что детали находятся не в пустоте, они крепятся и расположены в большой форме и взаимодействуют с ней. Детали и большая форма как-бы перетекают в друг друга.

Требуется кропотливая работа  преподавателя, чтобы преодолеть такое константное представление. Юный художник должен научиться видеть, а не только изображать подобные сложные формы.

Детская работа
Работа юной художницы
Изображение действительности художниками наивного искусства

Рисунки взрослых, которые не обучались академическому рисунку, очень похожи на рисунки детей. Они опираются в восприятии натуры на константные представления. В их работах мы часто видим какие-то искусственные формы, которые они подглядели у других или придумали сами. Часто они заменяют реальность упрощенными и стереотипными представлениями о ней, в соответствии со своими понятиями о натуре.

Однако у некоторых взрослых самодеятельных художников проявляются способности к созданию эстетически-выразительных форм. Они ещё далеки от правильного использования формальных принципов в рисунке и живописи. Но в своей непосредственности и простодушии их картины могут соперничать с работами профессиональных художников. Их образы полны энергетики и наполнены простыми человеческими чувствами.

Реальность в картинах самодеятельных художников
Самодеятельный художник С. Степанов. Портрет колхозного сварщика В.Г.Погодина.
Изображение натуры профессиональными художниками

Отпечаток реального мира мы можем увидеть на фотографиях. Отличие восприятия фотографического изображения от непосредственного восприятия, в том, что у фотоаппарата отсутствует сознание. Поэтому фотография не может передавать тех искажений, которые вносит кора нашего мозга, в наше сознание, в восприятие действительности. Конечно на них мы можем что-то изменить с помощью специальных программ. Либо скорректировать тональность и цвет, либо удалить ненужные нам элементы, или добавить какие-то детали.  Несмотря на все наши ухищрения, здесь невозможно уйти от реальности. В фотографии сложно передавать те ощущения которые у нас вызывает непосредственное восприятие натуры.

Изображение в фотоаппарате строится механически, только при помощи объектива, согласно его разрешению. По закономерностям напоминающим линейную перспективу. Такое изображение не может корректироваться нашим разумом. Мы ценим фотографические изображения за точность отображения действительности, быстроту и простоту исполнения. Но с помощью фотографии сложно передавать мысли автора или настроение.

Профессиональные художники и реальность
Профессиональная художница С. Курмаз. Девушка с птицами.

Создавая произведение искусства, профессиональные художники не всегда стремятся передавать в своих произведениях всё то, что они видят в действительности. Они трансформируют видимые формы в своих произведениях, в художественные образы. Стремятся передать в них свои мысли и настроения. Такой трансформацией может быть что угодно. Это может быть цветовая палитра, объемы, формы, черты лица и т.д.. «Случайных» деталей здесь не будет. Добавьте сюда возможность воплощать в произведении даже не реальные картины, а вовсе, фантазии художника. Поэтому высокое звание «художник» для живописца, графика или скульптора подходит больше, чем для фотографа.

Иллюзии реальности и константность восприятия

Что же такое эти константные представления о реальности? Психологи вкладывают в это понятие несколько элементов, я же назову сегодня только два из них. Это константность формы, и  константность величины.

Константность формы — в повседневной жизни формы предметов располагаются под разными углами к направлению взгляда. Казалось бы, мы должны видеть их в различных ракурсах в искажённом виде. Однако наш разумом корректирует такие изображения стремясь к правильной форме. Он спрямляет углы у прямоугольников хотя они должны в ракурсе представлять из себя трапецию. Овалы представляются не в натуральную величину, а приближаются к окружности, изменяется восприятие вертикалей зданий и т.д.

Константность видимой величины — заключается в том, что видимая величина определяется скорее натуральной величиной объекта, чем величиной перспективного изображения на сетчатке глаза. При удалении объекта наш мозг корректирует такое уменьшение в сторону увеличения.

Чтобы разобраться с этим вопросом я снял учебный фильм.

Что же нужно молодому человеку для того чтобы стать настоящим художником . Нужно научиться понимать формы окружающего мира, внимательно их изучать, и изменить своё отношение к натурному материалу. Его внимание должно быть направленно на правильное понимание форм предметов, во всём их многообразии.

2023 год.

Рубрики
Константность восприятия

Развитие сознания человека. Иллюзии действительности в процессе восприятия натуры.

Мой рассказ начинается с описания того, как происходит развитие сознания ребёнка и его творческое становление. При его создании я опирался на труд педагога — исследователя Левина С. Д. В своей книге «Ваш ребёнок рисует» он систематизировал и анализировал творчество детей разных возрастных групп.

В этом фильме я рассказываю о том, что с раннего детства в сознание детей внедряются константные представления о натуре, как некие опорные знаки. Например, мама или воспитательница подсказывает ребёнку, что таким образом можно нарисовать дом, а так дерево. Или ребёнок самостоятельно где-то увидел, что так можно рисовать какой-то объект.

Как у человека формируется сознание

Развитие сознания человека происходит поступательно, но неравномерно. Мозговая деятельность ребёнка направлена на развитие этих опорных знаков. Поэтому постоянно работая, он однажды увидит какие-то различия между действительной формой предметов, и теми подсказанными ему, константными представлениями о натуре, которые он не увидел ранее. Различия в их формах и цвете в зависимости от времени года, от условий освещения, и так далее. Со временем, с развитием интеллекта, эти представления будут всё более усложняться. Опорные знаки будут обрастать новыми деталями или изменениями, и ученик всё больше начинает понимать и видеть реальную форму окружающих его предметов или форм.

Если же учащийся, перестанет рисовать и акцентировать внимание на таких формах эти представления из детства могут остаться с ним на всю жизнь.

Без таких константных представлений маленький ребёнок не сможет ничего нарисовать. Потому что, он ещё не изучил натуру. Изучение различных форм требует достаточно много времени и усилий ребёнка. Даже если педагог будет показывать на несоответствие рисунка натуре. Это ничего не даст, пока ребёнок сам этого не увидит.

Это говорит о том, что мы смотрим глазами, но видим мозгом, сознанием. Развитие сознания и интеллекта оказывает огромное влияние на понимание натуры. Именно в этот период вырабатываются константное восприятие натуры, которое сопровождает человека всю его жизнь.

Взрослея, юный художник отказывается от детских представлений. Однако, они часто остаются в подсознании, чем часто мешают правильному восприятии натуры. Хотя, каково оно, правильное восприятие для художника, ещё большой вопрос. И всё же, здесь мы говорим о реалистическом изображении натуры.

Константность формы и величины

В дальнейшем эти полученные в детстве знания о форме, тональности и цвете предметов образуют стойкие, константные представления о окружающем мире. Они помогают на начальном этапе, но часто мешают нам в дальнейшем обучении рисунку и живописи. Здесь мы также, как и в ранних детских рисунках убеждаемся, что наши ученики видят сознанием, хотя глазами смотрят на натуру. Мы видим, что учащиеся внимательно смотрят на натуру, но часто не видят тех изменений которые происходят с натурной постановкой в данный момент

С этим явлением сталкиваются все педагоги. В повседневной жизни объекты располагаются под разными углами к направлению взгляда. Но все равно учащиеся пытаются привести эти формы к тому что они знают об них, игнорируя перспективные изменения. Таким образом, как если бы они видели эти формы перпендикулярно взгляду. Это явление называется константностью формы.

Об этом писал ещё Рене Декарт: «оценка формы явно исходит из нашего знания или мнения о расположении частей предметов и не согласуется с изображением в глазу, т.к. в этих изображениях обычно овалы и ромбы, когда на самом деле мы видим круги и квадраты».

Психолог Выготский Л. С. писал, что константность величины позволяла древнему человеку, который опасался хищника, видеть его в увеличенном размере, а не уменьшенным по законам перспективы. Данные непосредственного зрительного ощущения всегда дополняется предшествующим опытом. Здесь мы видим, что психологи говорят о том, что не только опытом отдельного человека, а опытом, записанным в наших генах предшествующими поколениями людей.

Начало. Развитие сознания ребёнка. Что такое константность восприятия? Константность формы и величины в процессе построения рисунка. Фотография как пример линейной перспективы.

 

16.01.2022 Сковпень С.А.

Рубрики
Константность восприятия

Свойства восприятия. Как можно управлять своим восприятием?

Введение

Константность восприятия — многие педагоги часто игнорируют эту тему в непосредственной работе с учащимися. Да и  выступлений на конференциях по ней я не слышал.  Я же считаю её главной темой в изучении, особенно в начале обучения учащихся основам изобразительного искусства. Ведь она служит ключом к пониманию многих проблем начинающих художников. Толчок в её изучении мне, в своё время, дал мой университетский преподаватель, профессор Георгий Васильевич Беда. В его большом  педагогическом наследии вопросы константности восприятия занимают немалое место. Когда я только задумал создать цикл разработок по этой теме, я и не предполагал что она будет настолько обширной. Ведь кроме художественного творчества она затрагивает  вопросы психологии и медицины.

Что же такое, эта константность восприятия?

В чём проявляется константность восприятия? В том, что ученики не видят в реальности некоторых пропорциональных изменений натуры. Часто, не видят реального цвета, а заменяют его на условный, вне зависимости от освещения, рефлексных связей или перспективных изменений цвета. Многие из вопросов которые приходится решать педагогу в связи с константностью восприятия уходят далеко за рамки художественного творчества. Представляю вам фильмы в которых я буду разбираться с вопросами восприятия натуры.

Первый фильм отвечает на следующие вопросы: Каким образом мы видим окружающий мир? Свойства зрения, строение глаз, поля зрения. Почему мы часто видим в искажённом виде то, что присутствует в натуре? Почему мы можем не заметить некоторых вещей или явлений в натурной постановке? Роль зрения в восприятии. Роль мозга и умственной деятельности в процессе восприятия.

Во втором фильме я рассказываю: Что, такое, константность восприятия? Почему она присутствует в нашем восприятии натуры? Зачем она нам вообще нужна? Что такое устойчивые образы? Как они помогают нашему мозгу справляться с повседневными задачами? Что значит обратить внимание? Отличие устойчивых представлений у разных людей в зависимости от возраста, этноса, культуры. Как влияет зрительная усталость на человека? Аконстантность восприятия, что это такое и как её выработать в себе?  А также  показываю способы, применяемые художниками для того, чтобы, увидеть натуру и своё произведение без искажений вызванных константностью восприятия. И рассказываю  об основных правилах работы художника.

23.01.2019 Сковпень С.А.