Станки для скульптуры в детской художественной школе

Сегодня я хочу познакомить вас с оборудованием которое находятся в кабинете скульптуры. Это, в первую очередь, станки для скульптуры  за которыми работают учащиеся.

Станки для скульптуры в работе
Учащиеся работают за станками для скульптуры

Эти станки я спроектировал и изготовил лет десять тому назад. Конструкция к сегодняшнему дню, думаю, уже прошла проверку временем. При их проектировании  передо мной стояли следующие задачи:

  1.  Станки для скульптуры должна быть устойчивыми и прочными. Они должны прочно стоять на полу не шатаясь  и ни в коем случае не падать. Они должны выдерживать нагрузку которую ученик может  приложить к ним при лепке.
  2. Станки должны быть удобны для учеников, чтобы за ними можно было работать стоя и при необходимости сидя. Иметь две полочки. Одну для пластилина и принадлежностей. Вторая должна быть поворотной, рабочей на которую можно установить пластилиновую скульптуру на необходимой высоте. Для этого их нужно сделать регулируемыми по высоте, в зависимости от роста учащихся.
  3.  Они должны быть простыми по конструкции. Чтобы, ученик мог самостоятельно ими пользоваться, ставить и собирать после урока.
  4. Станки для скульптуры должны быть удобными в хранении в небольших помещениях классов. Чтобы они могли складываться и где то хранится не занимая много места.
  5. И наконец, несмотря на всё вышесказанное, они должны быть сравнительно лёгкими, что бы любой ученик мог самостоятельно их поднимать и переносить.
Станки для скульптуры в классе
Место для хранения станков в скульптурном классе

Изготавливать станки пришлось в домашних условиях. Потому для их изготовления  я использовал свой домашний инструмент: сварочный аппарат, слесарный и столярный ручные электроинструменты. Правда, некоторые детали пришлось заказывать токарю, чтобы выточить их на токарном станке.

Передо мной встала необходимость создать прочную и в то же время лёгкую конструкцию треножника.  Мне пришлось долго искать конструкцию основного узла в котором сходились бы вместе все три ноги треноги.

Подсказку я нашёл, рассматривая свой старый треножник от теодолита. Там основой служили две пластины из дюраля стянутые между собой болтами, которые держали вместе все три ноги. Такая конструкция мне понравилась. Поэтому я решил повторить это решение. Однако вместо  толстого алюминия, которого у меня не было, я применил две пластины из  многослойной фанеры. Фанера была толщиной 10 -12 мм, в которой фрезеровались необходимые отверстия. Это делало конструкцию одновременно прочной и лёгкой. Чтобы её собрать  мне пришлось сделать металлическое основание. Оно состояло из сваренных вместе круглого листа металла Ø132 s2 соосно с отрезком дюймовой водопроводной трубы. К этому же листу приваривались и три гайки для стягивания всей конструкции болтами.  Ноги и подкосы я изготовил из стальной, тонкостенной, квадратной трубы 20/20 s1,5.

Станки для скульптуры. Механизм крепления ног
Механизм крепления ног к центральной стойке
Станки для скульптуры. Центральный узел.
Центральный узел, вид снизу. Показан принцип действия механизма движения ног станка.

Для центральной стойки я взял тонкостенные, стальные  хромированные трубки, диаметры  которых позволяли им входить одна в другую. Одна труба Ø25 установлена неподвижно, а вторая Ø16 вращалась внутри первой . Чтобы они входили друг в друга без зазора и позволяли одной трубе плавно двигаться в другой я выточил полипропиленовую вставку . Снизу подвижной трубы я припаял к ней гайку М10. Гайка вращалась на длинной оси М10 которая была закреплена в неподвижной трубе.  К подвижной трубе в верхней её части крепится кронштейн для укрепления рабочей, круглой, поворотной полочки. Вращая рабочую полочку ученик одновременно может поднять её до нужной высоты или опустить.

 Узел крепления подкосов к центральной стойке.
Узел крепления подкосов к центральной стойке
 Крепление подкоса к ноге
Крепление подкоса к ноге

Чтобы треножник стоял устойчиво снизу ног, на шарнирах крепятся три подкоса.  Они удерживают всю конструкцию в рабочем положении. Все три подкоса сходятся вместе на центральной стойке на подвижном кронштейне который скользит по хромированной поверхности центральной стойки. Чтобы он не повреждал эту поверхность при скольжении внутрь отрезка дюймовой водопроводной трубы  вклеивается тонкостенная алюминиевая трубка, которая и скользит по поверхности стойки не причиняя ей никакого ущерба. К кронштейну прикреплена петля из тесьмы Потянув её вверх, учащийся складывает станок в транспортное положение.

Чертёж станка для скульптуры
Чертёж станка для скульптуры. Размеры даны в сантиметрах

Высота вспомогательной, квадратной полочки получилась  75 см. от уровня пола. Высота рабочей круглой полочки  в нижнем положении расположена на уровне 90 см. от уровня пола, а при вращении она достигает уровня 120 см.

Вариант с наружным винтом
Вариант с наружным винтом. Вид снизу.
Гайка удерживающая центральный винт
Гайка удерживающая в центральный стойке опорный винт

Такая конструкция  оказалась достаточно сложной в исполнении. Поэтому, когда мне было нужно добавить ещё несколько станков в скульптурный класс я решил немножко упростить их конструкцию. В частности центральную стойку сделал иначе. Неподвижную стойку из хромированной трубы я оставил, а вместо подвижной поставил длинный винт  опирающийся на гайку. В этом варианте гайку я поставил снаружи станка на вспомогательную полочку. Правда, винт пришлось ставить большей толщины М16. Вначале я думал, что он значительно утяжелит всю конструкцию. Однако, после изготовления, оба варианта получились приблизительно одинакового веса.  Вес первого варианта составил 7,2 кг., второго 7,5 кг. Сказалось отсутствие второй трубки.

Таким образом, мне удалось воплотить в этой конструкции все условия которые первоначально стояли передо мной. Сегодня я вполне  могу рекомендовать такую конструкцию  учебным заведениям, в учебных планах которых  есть предмет скульптура.