Цветовые отношения

Описывая цвета на цветовом круге профессор Бетти Эдвардс писала, что художник, прежде чем найти их, должен присвоить каждому нужному цвету «имя, отчество и фамилию». Что бы назвать цвет мы сначала называем ТОН — один из двенадцати тонов цветового круга, который может состоять из одного из трёх первичных цветов, или трёх вторичных цвета либо из шести третичных цветов. Вторым атрибутом цвета будет уровень его СВЕТЛОТЫ – то есть то, насколько он является светлым или тёмным.  И наконец, мы обязательно говорим о последнем атрибуте цвета, его НАСЫЩЕННОСТИ, или степени его яркости. На этих трех определениях цвета держится, в основном, живописная поверхность произведений искусства.

Цветовые отношения

Цветовой круг из двенадцати цветов.

Мы применяем для живописи краски,  имеющие свои, индивидуальные свойства, которые отличаются друг от друга как по цветовому тону, так и по светлоте и яркости. Чаще всего они редко совпадают со спектральным тоном. Поэтому, закрашивая части стандартного цветового круга, нам приходится часто смешивать две иногда даже три краски. Краски также подразделяются по светостойкости, прозрачности и укрывистости. Причём у разных производителей эти качества очень сильно разнятся. Дешёвые краски, чаще всего не блещут высоким качеством. Особенно это касается красок для акварели, к которым предъявляются повышенные требования. Однако можно сказать, что определить нужный тон, человеку со здоровым зрением не так сложно, с этого, по сути дела начинается знакомство с красками.

Цветовые отношения

Светлотный круг цвето-отделитель.

Светлоту красок можно измерить с помощью светлотного круга цвето-отделителя. В акварельных красках светлоту можно уменьшать только добавляя в краску воду. Добавлять в краску белила не рекомендуется, поскольку свойства акварели от этого ухудшаются, она от этого становится не прозрачной, похожей на гуашь. А красота акварели состоит именно в прозрачности красок. Насыщенность цвета при этом резко падает. Падает насыщенность акварельных красок также при добавлении чёрного цвета. Поэтому затемнение цвета в акварели также представляет определённую проблему. Определение же светлоты цвета как на натуре, так и в живописных работах не представляет из себя никаких проблем, даже без использования цвето-отделителя, в отличие от последнего атрибута — насыщенности.

Цветовые отношения
Цветовые отношения

Растяжки насыщенности цвета краски.

Измерение яркости цвета является мерилом мастерства художника, поскольку это достаточно трудное занятие. Основным способом уменьшения насыщенности цвета является добавление в основной тон небольшого количества дополнительного цвета. То есть цвета противоположного основному на цветовом круге. От степени добавления дополнительного цвета зависит степень изменения насыщенности цвета. Таким образом мы можем создать растяжку насыщенности цвета краски от чистого цвета без добавления дополнительного цвета, до «никакого» цвета близкого серому в смеси основного и дополнительных цветов. Вторым, не основным способом снижения насыщенности цвета, является добавление чёрной краски в основной цвет, особенно чтобы получить тонкие, светлые оттенки цвета. Однако этот способ снижения яркости будет слишком грубым, особенно, если чёрная краска добавляется в смесь из двух или более пигментов краски. Поэтому его нельзя признать основным.

Начиная новую работу, в начале, мы на бумаге проложим самые светлые и тёмные места, а также, самые яркие места в натуре. Они будут служить, как бы камертоном для глаз. Все остальные цвета берутся относительно проложенных в нужном тоне, светлоте и насыщенности. Отличительной особенностью такого подхода к работе будет то, что затеняя или высветляя цвет, мы всегда делаем его менее ярким по сравнению с цветом краски взятой непосредственно из кюветы. И если мы ошибёмся с яркостью цвета, то у нас уже не получится в процессе работы что-то изменить, потому что сделать цвет ярче цвета наших красок мы не сможем. Поэтому мы пишем цветом опираясь на тональные и цветовые отношения. Правильные цветовые отношения при таком подходе будут являться главным мерилом профессионализма художника и правильности живописного письма.

Часто невозможно найти краску такой же интенсивности, светлоты и тона как в натуре, и поэтому мы можем говорить только о том, как передать на бумаге или холсте приближенные к реальности цвета. Да и, часто в этом нет необходимости, ведь замысел произведения искусства может быть самым разнообразным — в сближенной, мягкой тональности и насыщенности, или наоборот, при необходимости подчеркивать яркость цвета и разницу между светом и тенью, и так далее.

Мастер — класс Сковпень С.А. по живописи с преподавателями отделения изобразительного искусства Афипской детской школы искусств на тему: «Цветовые отношения» 01. 11. 2022г