Продолжение о концертном зале школы искусств

Основное здание школы, в 90 х годах состояло по обыкновению, из разновозрастных 4х частей, это старое здание и 3 последующие пристройки. Когда я впервые пришел работать в школу искусств, последняя пристройка стояла ещё не оштукатуренная изнутри и представляла из себя как бы большой единый, проходной зал. Предпоследняя пристройка пристраивалась к зданию школы приблизительно в 70 – 80 годы и была выстроена из шлакоблоков, причём гидроизоляция была выполнена из рук вон плохо, поэтому стены вовсю сырели, впитывая влагу из почвы. По тому как, я к тому времени уже имел строительное техническое образование и достаточный опыт техника строителя, директор школы, Вера Александровна попросила меня осмотреть новые  здания и определиться с пригодностью помещений для проведения в них занятий.

Главным условием она ставила передо мной задачу найти место для концертного зала. Большого помещения достаточного для концертного зала, в школе не было. В основном здании школы как на несчастье, посредине находилась капитальная стена, которая делила весь объём здание на две небольшие половины. В итоге, осмотрев стропила над основным зданием, я убедился в том, что половина стропильной системы и половина кровли опираются на эту стену, толщиной в полтора кирпича. Собравшись советом школы мы все-таки решили, что если убрать все перегородки и капитальную стену, то старое здание можно переделать в концертный зал. Однако это потребует больших усилий. Невзирая на это обстоятельство, завуч школы, Гергель Владимир Николаевич сколотил бригаду строителей, в которую вошли его брат спортсмен и его друзья тяжелоатлеты —  метатели молота, и они приступили к демонтажу крыши и стен.

Продолжение о концертном зале школы искусств Первая выполненная ферма. Бригада строителей Гергеля В.Н.

Моя жена, Анна Петровна Сковпень в это время работала в институте «НИПИгазпереработка». Она договорилась в строительном отделе института о том, что они рассчитают конструкцию ферм для перекрытия пролёта и продумает конструкцию потолка. Институт «НИПИгазпереработка» выполнил проект реконструкции помещения запроектировав металлодеревянные фермы для пролёта в 12 метров и подвесной потолок который крепился на металлических тяжах к нижнему поясу ферм. Фермы эти нужно сказать, представляли из себя конструкцию из деревянных брусьев которые несли в себе нагрузку на сжатие и металлических стержней которые воспринимали нагрузку на растяжение.

Скажу о качестве кладки старых строителей. Из чего был приготовлен раствор я не знаю, но нашей импровизированной бригаде стоило большого труда сломать капитальную стену. Она не рассыпалась по швам кладки как обычно, а ломалась по кирпичу который так же был отменного качества.

Между тем, когда всё было убрано, всех охватил страх. От былого здания стояли только стены, а вместо крыши и потолка зияло голое небо. Нужно было быстро, на худой конец, до наступления дождливого сезона хотя бы накрыть всё здание. Глаза боятся, а руки делают. Вот теперь всё стало зависеть от быстроты работы бригады Владимира Николаевича. Вся школа переживала за успешное строительство концертного зала. Преподаватель класса скрипки Борис Александрович Щукин по мере того как строилось здание, чуть ли не каждый день приходил со своей скрипкой в строящийся зал, и пробовал играть в разных местах помещения, слушал эхо, хотел, чтобы зал обладал хорошей акустикой.

Здесь нужно сказать, что для музыкантов акустические качества зала являются определяющими. И на эти качества влияют самые разные факторы. По этому поводу мне вспоминается рассказ моего старого друга. У него брат служил трубачом в оркестре Кировского театра в Ленинграде, сейчас это Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Так вот, он рассказывал о том, что когда в театре проходил ремонт, под сценой нашли много боя кирпича и стекла, поэтому прораб приказал вывезти этот, как ему казалось мусор на свалку. Вывезли несколько самосвалов этого мусора, и акустика в зале исчезла. Зал стал глухим. Поэтому пришлось ставить в нём микрофоны, и пользоваться усилителями, вместо живого звука. На мой взгляд, для хорошей акустики нужно, что бы сошлись вместе множество условий, что на практике почти невозможно предусмотреть и выполнить. И хорошая акустика в зале может появиться совершенно случайно.

Репетиция
Одна из первых репетиций в новом концертном зале

Много сил отдали все, кто строил и отделывал этот зал, рабочие, преподаватели, администрация и директор школы Вера Александровна, сколько субботников прошло, не счесть. И вот, как бы там ни было, концертный зал построен. С начала эксплуатации он стал всеобщим центром притяжения.

Новый год
Празднование Нового Года в новом зале в 80х годах

В нём собираются на различные мероприятия и концерты ученики и преподаватели. Краснодарская филармония по абонементу присылает к нам в школу исполнителей и коллективы, которые выступают в нашем новом концертном зале. Из этих выступлений я помню, что в нашем зале выступал хор из Армении «Комитас», «Академия старинной музыки» из Москвы, московский камерный оркестр, дуэт баянистов, гитарист, и все они в один голос после концерта, хвалили акустику нашего зала. Говорили, что выступали во многих местах, но в нашем концертном зале исключительно хорошо звучали их инструменты и голоса. Я не знаю, как это произошло, то ли старые стены школы были настолько твёрдыми что хорошо резонировали звук, то ли подвесной потолок выполнял роль своеобразной деки, которая хорошо отражала звук, но концертный зал Афипской школы искусств получился с хорошим, живым звуком. В старые стены школы мы сумели поместить новое содержание, которое не уступало по значимости первоначальному назначению этого храма науки.

Концерт
Концерт в зале школы искусств в 2013 году.

В  2019-20 годах в школе искусств провели ремонт и реконструкцию. В концертном зале были заменены листы из гипсокартона, которыми обшивался подвесной потолок на новые современные материалы. Повешен новый занавес, и кулисы на сцене. Установлены удобные, мягкие кресла вместо стульев. После ремонта зал стал ещё красивей и сегодня выглядит как настоящий бриллиант.