В этом посте я хочу рассказать про мольберты которые применяются в нашей школе в учебном процессе. Все они сконструированы мною в разное время и предоставляют из себя уникальные конструкции. Они опробованы в работе в течение многих лет, «верой и правдой» служат нашим учащимся. Хотя их «фэйсы» уже расписаны «юными художниками» кляксами краски и надписями, которые приходят к ним в их молодые, часто еще глупые головы, но все же они прекрасно выполняют свои функции.
Когда я впервые вышел на работу в школу искусств — наша школа только начинала функционировать, поэтому никакого оборудования для занятий рисунком и живописью не было. Если в школах и вузах были необходимые комплекты мольбертов, то наша школа ничего этого не имела. Дети работали за письменными столами. Я попробовал купить готовые мольберты для художественных школ, но к сожалению не нашел их. Я объехал все магазины для художников, побывал на Северской мебельной фабрике, однако мой небольшой заказ в 15 мольбертов их особо не впечатлил.
В магазине для художников стояли только этюдники, поэтому я купил 15 этюдников на мой класс и с этого момента мы начали на них работать. Учащиеся работали за ними и в классе, и на пленэре. Однако, я понимал, что это не решение проблемы. Каждый день, расставляя их перед уроком или убирая после, я убеждался, что это очень неудобно. Алюминиевые ножки не отличались особой долговечностью, и я видел и понимал, что надолго их не хватит. Поэтому у меня не оставалось иного выбора, как сделать нужные мольберты самому.
Мой первый вариант мольбертов
Профильной металлической трубы необходимой для изготовления мольбертов было не достать. В свободной продаже её не было, да и производств по выпуску металлопрофиля в Советском союзе тогда было мало. Единственное что в это время можно было достать, так это водопроводная круглая труба в 0,5 дюйма. Она не очень подходила для изготовления мольбертов — была тяжелая. Если профильная труба имела толщину стенки всего 1,5 — 2 мм то водопроводная достигала 5 мм. Поэтому я решил использовать эти трубы по минимуму, только на ножки и максимально короткие стойки. Чтобы не делать длинных стоек я решил закрепить планшет для работы в его нижней части. Однако если в верхней части его крепили на шарнирах на которых планшет свободно висел опираясь на длинные стойки, то в моём варианте необходимо было сделать этот шарнир со стопором.
В результате долгих раздумий и экспериментов я нашел нужное решение. которое оказалось оригинальным и очень эффективным. Оно позволяло легко фиксировать рабочий стол под любым углом, даже под прямым углом к вертикали.
Вариант второй
Через много лет, когда меня снова попросили сделать мольберты для школы я уже спокойно использовал эту свою систему для новых мольбертов.
Нужно сказать, что классная комната в которой предполагалось использовать эти мольберты была очень маленького размера. Поэтому меня попросили сделать их минимального размера, чтобы в классе ещё оставалось место для того чтобы, можно было поместится в нем вместе с учениками.
Я сделал мольберты минимально возможной величины. Причём отказался от рабочего планшета и заменил его телескопической штангой. Кроме этого придумал систему подъема рабочей части мольберта. Это позволяло работать за ним как сидя, так и стоя.
Третий вариант мольбертов, для больших классов
Для моего скульптурного класса также требовались мольберты, потому что, рисунок такая же часть работы над формой, как и лепка. К тому же скульптурный класс используется для ведения и других предметов в нашей школе, таких как, живопись или рисунок. Всё это потому, что этот класс единственный в нашей школе соответствует всем требованиям по величине. На сайте одной из московских школ я увидел мольберты которые мне понравились. На них можно было легко менять наклон планшета для работы. Однако у них был один большой недостаток. Их невозможно было поставить в компактную стопку в классе. Мешала длинная горизонтальная полочка, которая не складывалось.
Поэтому я решил сделать так же, но со своими изменениями. Я решил, не закреплять намертво рабочую полочку, как в московском варианте , а сделать её поворотной, чтобы она складывалась. Кроме того такая конструкция позволяла закреплять её на различной высоте, в зависимости от роста учащегося и способа работы — сидя или стоя. Для этого на боковой поверхности стоек я выфрезеровал длинный паз с несколькими остановками под палец полочки. Металлический палец свободно скользит в этом пазу, его можно остановить на любой остановке, зафиксировать и повернуть горизонтально.
Кроме этого с обратной стороны полочки я установил на пазах ещё одну фанерку, которую можно выдвигать во время работы и положить на неё карандаши, кисти, краски, палитру и т.д. В сделанное в ней отверстие можно поместить двойную, стандартную баночку для воды.
Конструкция мольбертов оказалось удачной. В собранном виде они располагаются в классе одной компактной группой и не мешают уборке класса. Быстро раскладываются и складывается самими учениками. Они небольшие по весу. И самое главное удобны в работе.
PS
Если кто-то заинтересовался моими ноу хау, конструкциями мольбертов или станками для скульптуры, пишите на мою почту logokm@mail.ru. Могу выслать рабочие чертежи интересующей вас конструкции.